Ctrl + ↑ Позднее

Стикеры для Телеграма — инструкция для полных дурачков

Когда речь заходит о Фотошопе или чём-либо, связанном с дизайном, я начинаю глупо хихикать и биться головой об стенку.

А вот стикеры для Телеграма делать научился — вообще легко. Рассказываю тем, кто владеет Фотошопом на уровне аппер интерчайник.

Мы тут не чтобы создавать произведения искусства, а чтобы пилить стикеры друзей или коллег, издеваться над одноклассниками или хвастаться котом. Если вы владеете Фотошопом, то лучше посоветуйте в комментариях что-то интересное, а не бухтите.

Для создания стикеров понадобятся:

  1. Фотошоп;
  2. Шаблон стикера;
  3. Картинка.

Открываете картинку и вырезаете нужный кусок. Я использую полигональное лассо — быстрый вызов по кнопке Д. Выбираете нужный кусок — до пикселя вымерять нет смысла, корявости поправит белая обводка. После я инвертирую выделение, удаляю остальную картинку, чтобы фон остался белым — так проще поправить косяки и с помощью волшебной палочки (кнопка Ц) выбрать заготовку. Этот шаг можно проигнорировать, если руки не кривые.

Итогом должна получиться вот такая штука:

Её нужно вставить в шаблон. Слой, который уже есть в файле, можно скрыть, но не удалить.

Обратите внимание: заготовка должна быть не более 512 пикселей. Или измените размер сразу, или мышкой ужмите (или увеличьте) картинку.

Дальше используем слой шаблона — копируем его стиль.

Дальше то же самое с новым слоем, только стиль вставляем. После этого у заготовки должна появиться белая окантовка. Чтобы её было видно, временно залил фон:

Если хотите добавить глубокомысленный текст, то вписываете его, слой с текстом превращаете в смарт-объект и вставляете всё тот же стиль — и снова у вас есть стильная белая обводка, кайф.

Сохраняете файл как пнг с прозрачным фоном — я это делаю через кнопку «Сейв фор веб». Стикер готов, осталось запустить его в Телеграм.

Напишите Стикер-боту — он даст подробные инструкции. Совет: сделайте несколько стикеров и публикуйте пак, когда зальёте все. Если добавлять стикеры потом, то ждать момента выпендриться придётся дольше.

Так я запилил целый стикер-пак для чата редакторов (ссылку не дам):

О глупых вопросах

Глупый вопрос — верный помощник редактора.

Когда я пишу кому-то текст, то всегда задаю глупые вопросы. Даже не глупые, а тупые.

  • А что значит «интеграция с сиэрэм»?
  • Почему на логотипе медведь?
  • Зачем вы ставите в подпись домашний адрес?

Глупые вопросы нужны не потому, что я не понимаю. Они для того, чтобы попасть на волну собеседника. Понять, как он рассуждает. И вытащить из него новую информацию.

Кто знает о компании больше, чем её основатель? Только для него все процессы уже настолько вошли в привычку, что действительно интересные вещи он не замечает. Поэтому, если не спросить его «А почему вы взяли талисманом крокодила?», можно опустить крутую историю.

С помощью глупого вопроса можно указать на ошибку — если заметил посторонний человек, её исправят быстрее.

В разговоре я всегда предупреждаю: «Сейчас пойдут вопросы, которые могут показаться глупыми. Они нужны, чтобы понять ваш ход мысли». Иногда собеседник бесится даже после предупреждения — в этом случае стараюсь больше с ним не сотрудничать.

Задавайте глупые вопросы, чтобы понять ход мыслей.

И, конечно же, глупый вопрос: вы тоже злоупотребляете скобочками в конце предложений?)

О скорочтении

Люблю читать, но больше 40−50 книг в год не могу осилить — всё время какие-то дела, отвлекаюсь или что-то ещё.

Мне в голову ударила очередная блестящая идея и я спросил в Фейсбуке, как научиться быстрее читать. Мне написал Александр Шумилин — исполнительный директор тренингового центра «Альпина». И на 3 месяца открыл доступ к «Ридрайт» — курсу скорочтения. В обмен попросил лишь отзыв. Как вы уже поняли, все три месяца я благополучно провафлил и забыл, но неделю назад Александр ещё раз написал, поэтому я выпросил неделю доступа и наконец прошёл курс запоем.

Перед стартом нужно пройти тест, который оценивает скорость чтения. Мой результат:

Результат, как выяснилось, выше среднего, а средний — 200−300.

Курс — 9 уроков, тренажёры и инструменты для самостоятельной работы. В видео зачем-то вырезали фон, поэтому Александр там гуляет по пустоте. Если смотреть ночью, побаливают глаза.

Надо понимать, что теоретическую часть легко нагуглить, ценность курса в подаче Шумилина и тренажёрах. Но выписал несколько важных моментов.

— Чтобы понять книгу и получить из неё знания, не обязательно читать её целиком.

— К чтению нужно готовиться.

— Упражение «Вспомнить всё»: берёте книгу, рассматриваете обложку и предполагаете, о чём пойдёт речь. 2−3 минуты обдумываете. Так вы погружаетесь в контекст.

— Даже если вы не разбираетесь в теме книги, у вас может быть мнение. В этом случае вы не просто читаете, а общаетесь с авторов и задаёте ему вопросы.

— Приём «Скольжение»: тратите на чтение страницы ровно 5 секунд. Время вышло? На следующую страницу. Нужно не читать сколько успеешь, а просматривать страницу целиком. Чем раньше расслабитесь, тем быстрее начнёте работать с текстом, а не с мыслями в голове.

— При скольжении клейте стикеры, если показалось, что есть что-то интересное и полезное. После возвращайтесь к помеченным местам.

— Составляйте майндмепы книг.

Упражнение «Лесенка» — нужно читать по центральной линии, стараясь захватить слова по сторонам

— Когда вы читаете художественную книгу, то не видите букв. Вы как будто в кино, потому что погружаетесь в контекст и не замечаете, что читаете. Восприятие трансформируется в образы. С деловой литературой так труднее, но, чтобы читать быстрее, придётся переходить на образное мышление.

— Не читайте всё подряд, составьте план развития и список необходимых книг, мастридлист.

— Чтобы читать по книге в неделю, необязательно использовать техники скорочтения. Просто тратьте 20 минут в день.

— Заставляйте себя читать, выработайте привычку.

Впечатления


— Курс крутой. Александр не просто рассказывает о техниках, но и поясняет, как и почему они работают. Я выписал малую часть, вообще там гораздо больше полезностей.

— Я бы сказал, что курс не о том, как читать быстрее, а как читать эффективнее. Скорее даже как не тратить время на ненужную информацию.

— Идеальный расклад — после прохождения курса сделать всё, что советуют, то есть составить план развития, мастридлист, составлять паспорта книг, планировать чтение.

— Кажется, что видеоверсия менее эффективна, чем настоящий тренинг. Как, в принципе, и любое самостоятельное изучение материала. Надо спросить у кого-то, кто проходил тренинг в офлайне.

— Как выяснилось, мне скорочтение не нужно. Зато понял, что мне нужно выработать привычку читать каждый день.

— Вся эта техника неприменима к художественной литературе, зато поможет быстрее осваивать деловую. Не придётся тратить время на воду.

Как поменялась жизнь, когда я закрасил потраченные недели в календаре жизни до 90 лет

Тим Урбан ведёт чудесный блог Вэйтбатвай, где рассказывает о прокрастинации.

Недавно он выступал на конференции Тед:

https://www.ted.com/talks/tim_urban_inside_the_mind_of_a_master_procrastinator?language=en

В конце Тим показывает календарик — просто по квадратику на каждую неделю жизни человека до 90 лет.

Календарь жизни человека до 90 лет по неделям

Тим предлагает закрашивать каждую неделю, чтобы осознать, что же мы делаем со своей жизнью.

Календарь жизни человека до 90 лет по месяцам
Календарь жизни человека до 90 лет по месяцам

Я зашёл в блог Тима и скачал календарик. Вот он:

Я распечатал этот календарь и несколько дней закрашивал квадратики. А потом решил, что должен написать о результате в блог. Но у меня нет сканера, фотографирую криво, поэтому я покрасил квадратики заново. Только не внутри, а снаружи. И только 25 лет полностью, хотя мне 26,5.

Ещё столько времени впереди, круто!
Ещё столько времени впереди, круто!

Как поменялась моя жизнь

Никак.

Я просто потратил пару дней на то, чтобы закрасить на бумаге чуть больше 1300 квадратиков.

Самый честный текст об удалённой работе

С декабря 2014 года работаю удалённо. Сижу дома, пью кофеёк, стучу по клавиатуре, а потом совершаю вечерний променад вдоль многоквартирного жилого дома. По крайней мере, в мечтах.

Плюсы удалённой работы

  • Я постоянно дома.
  • Не нужно тратить время на дорогу до работы.
  • Я чаще вижу детей.
  • Не трачусь на еду в кафешках и столовых.
  • Могу прилечь во время обеда.
  • Сижу в Новгороде, а зарплату получаю московскую.
  • Работаю в отличной компании, у которой в Новгороде (и в других городах) филиала нет.
  • Занимаюсь тем, что мне дико нравится.

Красиво? А теперь давайте честно.

Минусы и спорные моменты удалённой работы

Я постоянно дома — постоянно. В будние дни выхожу только поздно вечером на полчаса выгулять детей и в магазин. Зимой только в магазин.

Не езжу на работу — сбил режим. Рабочий день начинается с 10:00, поэтому можно встать за полчаса до. Или за 10 минут. Потому что ложусь в 3-4 утра. Раньше я ходил до автобуса, до работы, на обеде до столовой, потом частенько пешком домой — теперь нет. Сидячий образ жизни как он есть.

Я чаще вижу детей — вернее, всегда вижу детей. В красивых книжках об удалённой работе пишут, что рабочее место нужно отделить от отдыха или сна, запираться и работать. Но в таких книжках не учитывают российские реалии. Дети играют в этой же комнате, здесь же их двухъярусная кровать. Здесь же жена, которая сидит в декрете.

Спасибо наушникам. В них постоянно музыка. Если на голове наушники, значит меня лучше не трогать. Спасает не всегда, но в большинстве случаев. С трепетом посматриваю в сторону кладовки — подумаю, не отхапать ли мне этот тёмный уголок под рабочее место.

Чтобы поговорить по Скайпу, приходится наловчиться. Дети могут спать или шуметь, а совещания могут идти по часу или больше. Самый простой вариант — созвон, при котором не нужен экран или хватит документа, чтобы смотреть, но не вносить данные. Тогда в бой идёт комплект телефон + планшет + наушники. Если нужно что-то конспектировать или записать разговор, приходится с ноутбуком убегать на кухню и сидеть в окружении кастрюль и сковородок на плите. Однажды мне капитально свезло — младшая спала, старшая на кухне рисовала, а тёща в своей комнате говорила по телефону. Совещался из ванной.

Не трачусь на еду в кафешках и столовых — готовлю сам. Ну, как готовлю. Закидываю курицу на сковородку, через 15 минут переворачиваю, ещё через 20 снимаю. Когда ты работаешь дома, холодильник всегда рядом. Пошёл за кофе — ухватил печеньку или кусок шоколадки. Набрал много килограммов. Сидячий образ жизни, помните?

Могу прилечь во время обеда — но не ложусь, работы много. Возможно, со стороны кажется, что удалёнщики работают меньше, но всё наоборот — удалёнщики работают гораздо больше. Вернее, гораздо больше времени проводят на рабочем месте. Потому что живут там же. Как было при работе в офисе — в 6 часов, если нет авралов, ты встал и ушёл. Всё, работа кончилась. При удалёнке ты засиживаешься, потому что всегда найдётся дело. Ты садишься вечером за компьютер посмотреть сериал и проверяешь грёбаную почту — вот ответили по проекту, надо написать. Или подредактировать. Посмотреть таски на завтра. Фактически, всё время, что ты дома, ты на работе. Если мне нужно днём сходить в магазин, я засчитываю это время за обеденное — и, конечно же, именно в эти 20 минут мне пишут все, кто только могут.

Ещё один неучтённый момент — путешествия. Мой коллега периодически срывается в другую страну и работает прямо с пляжа. Я же не путешествовал ни раньше, ни сейчас. Наверное, это странно, но это данность.

Не подумайте, что я жалуюсь. Просто говорю, что удалённая работа — не такой сладкий пирожок, как кажется со стороны. И это всё равно работа, а не отдых. А, может быть, такая байда только у меня. Так что если думаете иначе — пишите. Позавидую.

Почему не нужно шлифовать текст до 10 баллов по Главреду

Я сильно не люблю копирайтеров, а копирайтеры сильно не любят инфостиль и всё, о чём рассказывает Ильяхов. Накопилась критическая масса, поэтому речь сегодня о том, как мощнейшее оружие в кривожопых руках становится палкой-копалкой.

Инфостиль и «Главред»

Максим Ильяхов в блоге, рассылке и советах рассказывает, как писать, чтобы других людей не тошнило. Для удобства он создал сервис «Главред», который проверяет текст на стоп-слова, усилители и прочие правила. То ли для фана, то ли как элемент игрофикации текст оценивается по десятибалльной шкале:

Максим советует при поиске копирайтера устанавливать границу оценки по «Главреду»: «текст меньше 8 баллов, доработай».

Как советы Ильяхова видят нормальные люди (краткая версия):

  • убирать слова, которые не несут смысла;
  • говорить не о свойстве, а о пользе;
  • структурировать информацию;
  • «Главред» — инструмент, который помогает вычистить из текста всякое говно;
  • вылизывать текст до 10 баллов нет смысла.

И как Ильяхова и «Главред» видят копирайтеры:

  • текст высушить;
  • за стоп-слова смерть;
  • за усилители анальная кара;
  • чем короче, тем лучше;
  • никаких эмоций;
  • меньше 10 баллов по «Главреду» — увольнение;
  • стоп-слова — наше всё;
  • что, какие советы о структуре и смыслы, ещё не все стоп-слова вычищены??!11

Что не так

То, что является по сути советом, копирайтер воспринимает за правило. Но соблюдать это правило не получается — тогда из текста исчезают все «продающие слова», красивые оборотики, всякая привлекающая внимание хрень и все блага копирайтерской цивилизации. Ещё и количество символов сокращается — вообще беда.

Что делает копирайтер, когда не может соблюдать чьи-то правила? Предаёт создателя правил анафеме и мастерит куклы вуду. В Фейсбуке, если покопаться, можно встретить кучу обсуждений инфостиля и «Главреда» — не как инструмента, а как чего-то вроде религии.

Есть последователи инфостиля. Они пишут без брехни. С пользой и по делу. Убирают сравнения. Доводят текст до 10 баллов по «Главреду».

А потом не понимают, почему их текст никто не читает. Это инфостиль высушил мудрые мысли, а не руки из жопы растут. Это всё злой Ильяхов запугал.

Mad Ilyahov
Mad Ilyahov

Здесь должны быть ещё четыре абзаца рассуждений об отношении копирайтеров, писателей, журналистов и прочих к инфостилю, но мне лень.

Что об этом думает Ильяхов

Максим написал целый пост:

  • Удаляйте только те стоп-слова, которые не несут новую информацию.
  • Оценка Главреда — не оценка качества текста.
  • Добиваться 10 баллов по «Главреду» не нужно.
  • Если устраивает стиль писателя, можете игнорировать «Главред».

А вот ещё из 22 урока продвинутого курса:

Мне так нравится эта оранжевая коробочка, что я процитирую скриншотом
Мне так нравится эта оранжевая коробочка, что я процитирую скриншотом

Откуда ты такой умный вылез


Я проверяю текст в «Главреде», когда сомневаюсь в нём. Или когда хочу перепроверить себя.

Несколько правил от меня:

  • Если вы охрененно пишете, не используйте инфостиль.
  • Проверяйте текст в «Главреде» если сомневаетесь.
  • Не удаляйте всё, что подчёркивает «Главред».
  • Не следуйте всем правилам буквально.
  • Достаньте голову из задницы и подумайте.
  • Не ищите оправданий, если не умеете что-то делать.
  • Не называйте себя копирайтером, это упоротое слово.

И да.

8 баллов по «Главреду».

РАУНД.

Записываю всё: спустя 3 месяца

В декабре 2015 года я писал, что для планирования записываю всё в Вандерлист. Прошло три месяца, рассказываю, что изменилось.

Планирование прижилось. Чаще всего мне не нужен блокнот — всё уходит сразу в Вандерлист, а уже из него в Симплноут или в закладки.

Перед сном разбираю «Входящие» и разношу таски по папкам и дням.

Все задачи из «Входящих» разнесены по папкам
Все задачи из «Входящих» разнесены по папкам

Если название списка начинается с эмодзи, то он заменяет собой иконку. С папками приём не работает.

Если в Вандерлисте перетащить таск на ярлык «Сегодня», то ему присвоится сегодняшняя дата. В «Сегодня» собираются задачи из разных списков.

Задачи на сегодня
Задачи на сегодня

Удобно: перед началом рабочего дня проходишь по папкам и моментально набираешь дел на день.

Результат:

  • ничего не забываю;
  • наконец дошли руки до вещей, которые нужно было сделать давно — записанная задача нервировала;
  • по инерции набираю на день кучу дел, которые точно не завершу — приходится бульдозерить;
  • задача на ближайшее время — разобраться с приоритетами и не хватать лишние дела, которые точно не осилю.

Как я написал книгу за 30 дней

2 февраля я пообещал, что за месяц напишу книгу. Вернее, черновик романа на 50 тысяч слов. Спустя месяц, 2 марта, черновик готов.

На душе чувство, будто подвиг совершил. Я с детства мечтал написать книгу. Пару раз пытался — делал наброски, записывал идеи, продумывал сюжет. Дальше пары страниц дело не заходило.

Оказывается, можно было просто взять и сделать. Вернее, взять, поставить цель, спустить с себя семь шкур, сделать.

Писать роман — не то же самое, что и новость, статью, рассылку, текст для сайта или пост в Фейсбук.

Помощь «Литературного марафона»

Крис Бейти, придумавший NaNoWriMo, в книге подробно описал, как и что нужно делать. Несколько глав нужно читать прямо во время написания романа. Удивительно, но в них есть ответы на все вопросы, которые только могут прийти в голову. А ещё мотивация — её временами очень не хватало. Поэтому не читайте главы, которые Бейти не даёт читать до старта.

Сюжет

Если через 20 дней у вас нет сюжета, не пугайтесь — это нормально. На 28 день меня озарило и я быстренько написал на странице сюжет на остававшиеся 10 тысяч слов. Правда, в последние полчаса всё равно изменил его. Главное — писать и думать на ходу.

В сущности, за 30 дней вы можете написать 50 тысяч слов и не получить законченную историю — это тоже, в общем-то, не плохо. В этом случае история появится во время редактирования.

Дневная норма

Изначально она составляет 1667 слов в день. 1667 слов в день — это 2-3 сессии по 30 минут. Можно не выполнять норму — но на следующий день нужно написать больше. Ещё день факапа — ещё больше.

Сначала я на калькуляторе вычитал из результата количество слов на конец вчерашнего дня, а потом открыл для себя приложение Writeometer. Оно есть только на Андроиде, под айос в Апп Сторе можно найти аналоги. Просто включаете таймер и пишете, пока время не выйдет.

Ещё помогал простой приём: когда сессия завершилась, ввести результат, а потом продолжить писать. Так остаётся задел для следующей сессии, пока настроение ещё не ушло.

Приложение Writeometer подсчитает, сколько нужно писать каждый день, и построит график активности
Приложение Writeometer подсчитает, сколько нужно писать каждый день, и построит график активности

Редактирование и правки

В какой-то момент чувствуешь усталость — дело идёт туго, роман кажется полным фуфлом, просвета не видно. Запомните: это нормально. В самом начале, ещё до старта, вы отпускаете внутреннего редактора и просто пишете. Даже если в прошлой главе крупно накосячили. Максимум — возвращаетесь и делаете пометку. Но не редактируете и ничего не стираете. Я запихал в роман все наработки, которые записывал много лет. Каждая из них по-прежнему кажется мне крутой, но большинство не прижились именно в этой истории. Но я всё равно их записал, примерил. Не подошло? Жалко, но пусть остаётся. Я вернусь к ним позже, а сейчас моё задание — писать, а не редактировать.

Постоянно где-то рядом желание стереть неудачный момент, поправить опечатку на прошлой странице, убрать пассивный залог и стоп-слова, заменить клише оригинальной метафорой. Ничего этого делать нельзя. Всё потом.

Софт

Года полтора назад я решил, что никогда не напишу книгу, если не найду идеальную программу для этого. Перепробовал кучу вариантов, нашёл Scrivener. Скачал, создал проект и, конечно же, ничего не написал. Зато в феврале я узнал, что для того, чтобы написать книгу, нужен любой текстовый редактор. Я использовал Writer из пакета LibreOffice — просто потому, что предпочитаю его, а не офисные программы от Майкрософта.

Бейти советует отправлять периодически электронной почтой самому себе файл с текстом. Я же просто положил его в Дропбокс и правил прямо оттуда.

Совершенно точно пригодится что-то для пометок. Бумажный блокнот, ещё один текстовый файл — без разницы, как кому удобнее. Я завёл два листа в Вандерлисте — «Заметки» и «Сюжет».

Заметки по роману в Вандерлисте
Заметки по роману в Вандерлисте

В «Заметках» я записывал всё, что мог забыть. Так, героиня второго плана невольно за 3 тысячи слов дважды сменила имя. Как только я чувствовал, что могу что-то забыть — заносил в список. В «Сюжет» я вносил идеи по развитию сюжета. Как только идея воплощалась — вычёркивал. Сюда же делал пометки о том, что почитать или посмотреть для вдохновения.

Семья и работа

До старта я написал в блог, а потом сказал жене (кажется, уже после того, как начал). Остальных не трогал. Я привык сидеть за компьютером ночью, когда все уже спят. Так что семью мой месячник практически не затронул, кроме последних пары дней, когда у меня в голове кипело всё, что только можно.

Бейти рекомендует заранее купить бутылку шампанского и открыть, когда счётчик покажет 50 тысяч слов. Ни я, ни жена не пьём, поэтому мы торжественно раскупорили бутылку Колы Зеро.

На работе роман тоже никак не сказался — в рабочее время я не отвлекаюсь на посторонние дела, потому что иначе рискую утонуть в накопившихся тасках из Джиры, Трелло и Вандерлиста.

Зато пару текстов, с которыми я фрилансом помогал, торжественно профакапил. Мне стыдно, но так бывает.

Прокрастинация и сон

Пишущие люди иногда впадают в блок — тогда нужно просто взять себя в руки и раздуплиться. Прокрастинация и перфекционизм всегда рядом, а во время NaNoWriMo они даже не убегают, а просто таятся за углом, чтобы ущипнуть в любой удобный момент.

В 23:00 я садился за компьютер. Провести сессию на 700 слов? Нет. Вот сериал, комиксы, кто-то неправ, Твиттер и Фейсбук. 00:00 — провести сессию на 600 слов? Фигушки, есть дела поважнее, в игре соклановцы пошли в мультиосаду. 02:00? Можно, наверное, пописать чуток. Но сначала нужно поесть, выпить кофе и позалипать в Ютуб. 03:00 — всё, теперь точно пишем.

За февраль я ещё раз сбил себе режим — ложился спать в 4 утра, а в 10 уже вставал на работу. Удивительно, но высыпался.

Уже неделя прошла с окончания NaNoWriMo, но я всё ещё ложусь спать чёрт знает когда. Я пишу этот пост в 3 часа ночи — какой пруф ещё нужен?

Судьба романа

Главный вопрос.

  1. Я никому не покажу черновик, пока не перечитаю и не отредактирую его.
  2. После редактирования решу, что делать дальше.

Сейчас у меня есть большущий черновик из которого половину можно смело выбросить. Но со 2 марта я ни разу не открыл заветный файл. Ему нужно отлежаться, а мне остыть. Планирую устроить «свидание с романом» через месяц — тогда я уже буду смотреть на него немного остывшим взглядом и в большей степени со стороны читателя. Так можно заметить гораздо больше ляпов.

У книги ещё нет названия и даже идей по этому поводу. Потому что историю ещё нужно шлифовать и доводить до ума.

Я искренне хочу издать книгу, но понимаю, что вряд ли моё творчество в том виде, в котором оно есть, кому-то нужно, поэтому гляжу в сторону самиздата. Если говорить конкретнее, то я издам книгу в электронном виде через Ридеро. Закажу несколько бумажных экземпляров и выпущу в онлайн-магазины. Я не хочу заработать на этой книге, поэтому, вероятно, прямо в блоге организую бесплатную раздачу епаба и пдфа.

Что дальше

Сейчас я отдыхаю. На следующий день после окончания, я чувствовал внутри пустоту — как будто досмотрел последний сезон любимого сериала, который шёл несколько лет, и хочу ещё, но уже точно не получу. Хотелось плюнуть, открыть файл и дописать что-то ещё — но я этого не делал. «Свидание» у нас будет позже.

Пока я писал эту книгу, придумал несколько новых идей. Так что после того, как закончу редактирование, попробую реализовать их. А пока читаю книги о построении сюжета, сценариях и морфологии рассказов — так будет проще редактировать.

Бейти указывает, что книгу после NaNoWriMo можно вообще не трогать. Главное — что вы её написали. Я её написал. Я это сделал. Совершенно нагло скажу, что я — молодец.

«Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней»

«Литературный марафон» — книга Криса Бейти, основателя NaNoWriMo: «National Novel Writing Month». Это своего рода состязание или скорее вызов — человек, который участвует, обязуется за месяц написать роман в 50 тысяч слов. Вернее, черновик такого романа. Каждый, кто смог, называется победителем NaNoWriMo. Книга как раз посвящена тому, как совершить такой подвиг и 1 февраля я начал свой марафон.

Для того, чтобы в человеке ожила творческая часть, Бейти на месяц забирает «внутреннего редактора» — это такой гад, который мешает творить и постоянно исправляет, повинуясь перфекционизму.

Нажмите кнопку, чтобы Бейти на месяц освободил вас от этого ужасного зверя «Внутреннего редактора»
Нажмите кнопку, чтобы Бейти на месяц освободил вас от этого ужасного зверя «Внутреннего редактора»

Львиная часть книги отведена бытовым вопросам, о которых говорить почему-то не принято: как объяснить родным, чем ты занимаешься и почему это не глупость.

Бейти рекомендует начинать 1 числа любого месяца. Я выбрал февраль — 1 февраля как раз выпало на понедельник. Постараюсь пройти это испытание, закончу его 2 марта. Вряд ли я покажу кому-то черновик, зато честно поведаю, вышло или нет. На работу вызов никак не повлияет, потому что всё нерабочее пишу ночью, так что даже родным объяснять ничего не придётся.

В книге девять глав, четыре из которых нужно читать прямо во время марафона. А вот из первой половины я набрал несколько интересных цитат.

※※※

  Сюжет до начала написания романа не нужен, и не так уж важно место действия или притягательный ансамбль героев. Не требуется даже кофе (хотя в этом я уверен не до конца).

Дедлайны — это динамо-машины нового времени. Благодаря им построены все города, выиграны все состязания, относительно вовремя платятся все налоги. Дедлайны заставляют концентрироваться, требуют выделить время на деятельность, которую иначе пришлось бы постоянно откладывать. Они вдохновляют на то, чтобы отказаться от консервативных представлений о пределах возможного, и помогают вырвать победу из цепких объятий сна.

Первый закон изобилия несовершенств гласит: «Самый быстрый и легкий способ создать что-то красивое и долговечное — это рискнуть сотворить что-то совершенно отвратительное».

В первом черновике перевес чепухи над качественной прозой может оказаться просто шокирующим.

Дело не в том, что я собираюсь отсутствовать один месяц, а в том, что в течение одиннадцати остальных я буду непременно присутствовать. Писатели-любители, тратящие много лет на написание черновиков, обрекают себя и своих близких на постоянное чувство «вины за роман». Это сковывающее и понижающее самооценку ощущение вечного недовольства собой, которое сопутствует любому не вполне успешному проекту. Написав весь черновик за месяц, вы не столько удаляетесь из жизни близких, сколько возвращаете им себя на долгие годы. Уместив всю прокрастинацию и ненависть к себе в тридцатидневный срок, вы станете приятнее в общении все остальное время. (И постарайтесь как можно реже упоминать слова вроде «редактирование» или «переписывание»!)

Таким образом, хвастовство — это отличный инструмент для создания у людей ожиданий. Конечно, не гениальной прозы, а просто завершенности.

Если у вас на работе широкий выбор ручек, вы можете сэкономить деньги (и время на поход в магазин), стащив понравившуюся, когда никто не видит.

Однако когда дело доходит до писательства, кропотливая подготовка не всегда приводит к наилучшему итогу. Более того, излишняя подготовка скорее препятствует сочинению романа. Отправляясь в писательское путешествие и вооружившись проработанными характерами героев, их предысторий, сюжетными поворотами, метафорами и мотивами, вы вдруг обнаруживаете, что спонтанный побег в литературные джунгли с бутылкой воды и переменой белья не менее жизнеспособен с точки зрения результата.

В определенный момент планирование работы становится лишь поводом, чтобы ее отложить. Вы никогда не почувствуете себя достаточно готовым, чтобы перейти к написанию книги. Чем больше времени вы тратите на планирование, тем больше шансов, что вы не решитесь продолжить работу над шедевром, который способен оправдать столь длительную подготовку. Избавьтесь от давления и смело погружайтесь в роман.

«Найдите какой-нибудь генератор случайных предметов, имен, описаний, местностей: он может творить чудеса. Однажды у меня был герой, который любил сэндвичи с арахисовым маслом и огурцом — спасибо генератору случайных сэндвичей. Это я постоянно обыгрывала до самого конца романа!»

※※※
Пожелайте мне удачи и терпения.

О сложных механиках на примере Букмейта

Искренне люблю Букмейт — это действительно крутой сервис. Подписался и забыл о постоянном поиске книг. Если только тебе не нужна какая-то книжка «Манн, Иванов и Фербер» — тогда придётся покупать отдельно и закачивать в Букмейт ручками, потому что они не очень дружат, а многие новые книги МИФа спиратить почти нереально.

Всем хорош Букмейт, кроме кавалькады с подписками. Следите за руками.

Стандартная подписка — 150 рублей в месяц

Куча классической и популярной художественной литературы.

Премиум-подписка — 269 рублей в месяц

Всё то же, что есть в стандартной плюс новинки, бестселлеры и бизнес-книги (некоторые).

Бустер

Если вы купили стандартную подписку, а потом нахапали книг из премиума, то можете проапгрейдить аккаунт с помощью бустера — он делает из стандартной подписки премиум.

Схемы подписки на Букмейт
Схемы подписки на Букмейт

Сейчас действует акция, по которой можно получить месяц стандартной подписки бесплатно — указываете от балды число книг, шерите в Фейсбук (и сразу удаляете пост). Всё, у вас месяц бесплатной подписки.

Предположим, у вас действует месяц стандартной подписки и вы хотите купить премиум на год. Открываете приложение, платите и получаете... Бустер на год. Не премиум, не стандартную подписку, а бустер на год.

Если у вас есть бустер, но нет стандартной подписки, то бустер засчитывается за стандартную подписку, просто выходит дешевле. Если же вы на протяжении года действия бустера докупаете ещё и стандартную подписку, то получаете премиум.

Почему приложение подсовывает покупку бустера на год, если подписка только на месяц — спорный вопрос. Ребята из Букмейта сказали, что это из-за халявного месяца и действующей подписки, но логики я не понял.

Выводы

  1. Букмейт — крутой сервис (по моей реферальной ссылке при регистрации получите 2 недели стандартной подписки).
  1. У Букмейта капец какая сложная механика. Настолько сложная, что для решения проблемы подключился саппорт и администратор страницы ВКонтакте (Ксения, если читаешь это сообщение — привет и ещё раз спасибо). Проблему решили.
Ctrl + ↓ Ранее